19 декабря 2025 г.
Аналитический обзор «Тормозной путь», посвященный текущему состоянию российского автопрома, представили эксперты Центра стратегических разработок.
Исследование показывает, что отрасль переживает не циклическую коррекцию, а структурный кризис, который может стать опережающим индикатором общеэкономических проблем.
Легковой сегмент, отмечается в исследовании, в текущий момент находится под давлением высоких ставок, ограничивающих автокредитование, и слабой конкурентоспособностью с импортными авто. Производство легковых автомобилей снизилось на 9,6% за 10 месяцев 2025 года, а продажи упали на 17,8% за 11 месяцев. Продажи LADA, занимающей 25% рынка, сократились на четверть. Объем выдачи автокредитов упал на 28,5% в годовом выражении из-за продолжительного нахождения ключевой ставки на уровне 21%.
Что касается грузового сегмента, то на нем сказываются очевидные признаки «переохлаждения» деловой активности. Производство грузовых автомобилей рухнуло на 32% за январь-октябрь 2025 года. Продажи крупнотоннажных грузовиков упали на 56%, среднетоннажных — на 46%.
Говоря о финансовых показателях сектора, эксперты ЦСР отметили, что они уже находятся в красной зоне. За девять месяцев 2025 года финансовый результат сектора составил 48,3 млрд рублей — в три раза ниже, чем годом ранее. Рентабельность продаж упала до 1,2%, приблизившись к минимуму 2021 года. ПАО «КАМАЗ» зафиксировал рост чистого убытка в 7,7 раза до 29,1 млрд рублей по итогам января-сентября 2025 года, в том числе из-за двукратного роста процентных расходов.
Подтверждает системный характер проблем и сегмент спецтехники. Продажи строительно-дорожного транспорта сократились на 41,3%, сельскохозяйственного — на 26,5% за девять месяцев 2025 года. Производство ключевых видов техники упало на 20-50% по различным номенклатурам.
Еще один ключевой вывод исследования – в данный момент протекционистские меры не решают проблему. Новые требования к локализации автомобилей такси, вступающие в большинстве регионов в силу с 1 марта 2026 года, могут привести к массовому сокращению игроков в отрасли такси, удорожанию себестоимости перевозок и тарифов для пассажиров. При этом спрос вероятно будет направлен на китайские авто, которые при сопоставимой цене предлагают более высокий уровень оснащения.
Авторы исследования отмечают парадоксальность ситуации: для качественного рывка отрасли необходимы масштабные инвестиции в технологии, но высокие процентные ставки и низкая рентабельность делают их экономически нецелесообразными. Кризис автопрома создает риски не только для занятости в городах, ориентированных на автопром (Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород), но и для тысяч смежных предприятий, что может привести к росту нагрузки на бюджеты всех уровней.
«Без синхронного смягчения денежно-кредитных условий и выработки точечных мер господдержки российский автопром рискует надолго остаться в ловушке структурного спада. Его роль может необратимо сократиться до уровня технологически отсталой и зависимой от импорта сборки», — резюмируют эксперты ЦСР.
Источник: Mashnews
Читать все новостиВсе права защищены, © 2014-2025
Ассоциация производителей лакокрасочных материалов «Союзкраска»
ИНН 7602020504/ОГРН 1027600517042