Ассоциация производителей
лакокрасочных материалов
«СОЮЗКРАСКА»

Объединение лидеров отрасли

3000+
наименований

5000+
сотрудников

63%+
доля рынка

Локальные рынки ЛКМ России: всё не так как кажется

Почему лакокрасочная отрасль в России — это не единый рынок, а десятки уникальных региональных систем со своей логикой потребления и производства.

15 мая 2025 г.


При всей своей глобальности, российский рынок индустриальных лакокрасочных материалов остается исключительно локальным. Причин немало, выделим ключевые: резкие климатические контрасты между регионами требуют принципиально разных составов, промышленная специализация территорий формирует узкоспециализированный спрос, экономическое неравенство регионов диктует разный уровень требований и бюджетов. Эта триада "климат-специализация-экономика" и создаёт мозаику из двух десятков локальных рынков внутри одной страны.

Классифицировать ассортимент ЛКМ только по одному признаку было бы упрощением. На самом деле, внутри страны существует множество локальных рынков, каждый со своей спецификой потребления. Давайте разберемся, как это работает.

Раз уж мы начали с климата: в России юг и север — это два разных мира, даже когда речь идет о номенклатуре ЛКМ. И если с югом все понятно, то на севере нужны составы, которые не боятся морозов и могут отвердевать при минусовых температурах.

В отрасли исторически сложилась практика дублирования ассортимента – мы выпускаем стандартные и низкотемпературные модификации одних и тех же продуктов. Ключевое отличие – в химическом составе отвердителя. В стандартных версиях используются полимеризующие агенты, активные в температурном диапазоне от +5°С до +35°С.

Для северных исполнений применяются модифицированные аминные или изоцианатные отвердители, сохраняющие реакционную способность при температурах до -25°С. Это как с автомобилями: есть летняя резина, а есть зимняя. Только в нашем случае "переобуваться" приходится целым заводам и стройкам.

С точки зрения практического применения тоже остаются вопросы. Низкотемпературные модификации ЛКМ демонстрируют ограниченную технологическую универсальность. При температурах выше +25°С наблюдается ускоренная полимеризация поверхностного слоя при недостаточной глубине отверждения, что приводит к образованию дефектов типа "апельсиновой корки" и снижению адгезионных характеристик. Это вынуждает предприятия осуществлять сезонное планирование поставок, чередуя стандартные и низкотемпературные составы.

В качестве технологического ответа на данную проблему были разработаны всесезонные композиции с регулируемой скоростью гелеобразования. Их ключевое преимущество - расширенный температурный диапазон нанесения (от -15°С до +35°С). Тем не менее, традиционная практика сезонного разделения ЛКМ сохраняет доминирующие позиции на рынке (примерно 72% по данным 2023 года).

Теперь о географии. Судостроение и судоремонт — это Владивосток, Калининград, Архангельск и Санкт-Петербург. Здесь потребление судовых ЛКМ зашкаливает. Мурманск, Крым и Камчатка тоже в списке лидеров. А вот Краснодарский край, несмотря на протяженную береговую линию, судовыми красками не блещет. Зато здесь расположен крупный нефтегазовый кластер, который требует промышленных покрытий, устойчивых к агрессивным средам. То же самое в Самаре, Татарстане и Сибири.

Металлоконструкции — отдельная тема. Тульская, Воронежская, Белгородская области, Урал и Западная Сибирь — здесь заводы поглощают тысячи тонн ЛКМ: алкиды, эпоксиды, полиуретаны, грунт-эмали, огнезащита. Ассортимент почти как у крупного производителя, только в промышленных масштабах. Металлургический пояс России — царство универсальных решений.

Моногорода — это особая история. Тольятти — это не только «АвтоВАЗ», который потребляет автомобильных эмалей и специализированных покрытий более 4 млрд рублей ежегодно, но и химический кластер, который требует не меньший объем химстойких покрытий. Набережные Челны — не только КАМАЗ, но и химические предприятия. А вот Череповец с его потреблением 8000 тонн различных грунтов, эмалей и огнезащитных составов в год, пример многоотраслевой индустриализации. Это город, где металлургия и химия идут рука об руку. Здесь запрос на высококачественные покрытия для проката и химстойкие материалы.

Экономические аспекты регионального потребления ЛКМ тоже разнятся. Специфика потребления лакокрасочных материалов между регионами во многом объясняется их экономическими возможностями. Где-то бюджеты позволяют премиальные решения, где-то выбирают более дешевые аналоги.

Со столицей понятно. Активное строительство мостов и транспортных развязок формирует спрос на специальные покрытия: износостойкие, с защитой от реагентов. Москва может себе позволить материалы высокого ценового сегмента — их доля в общем объеме закупок достигает 60%.

Схожая ситуация в районах, где сконцентрированы нефтегазовые проекты (север) или нефтехимические, как в Татарстане. Бюджетные приоритеты здесь определяют спрос на дорогие и высокотехнологичные огнезащитные составы для углеводородного горения и стойкие к агрессивным средам покрытия для машиностроения, где важны и декоративные свойства ЛКМ. Но вот в остальных регионах, а это практически вся территория России, чаще используют бюджетные акриловые аналоги.

Кто-то скажет: «Давайте размещать производства ближе к рынкам сбыта!» Звучит логично, но реальность иная. Лакокрасочные кластеры растут там, где есть вузы (Ярославль – парадокс университет есть, а потребительского рынка - нет) или особые экономические зоны. Питер — исключение: здесь и «техноложка», и спрос на морские материалы. Москва — просто потому, что это Москва, способная освоить все, что угодно.

Локальные рынки РФ — это сложная мозаика из доброго десятка факторов, иногда направленных друг против друга. Их структуризация не просто важна — она необходима для эффективного планирования производства и логистики. Пока же мы видим, что географическое распределение производств часто не совпадает с потребностями рынка. Не пора ли перейти от стихийного распределения к системному планированию производственных мощностей? В конце концов, что химия, что бизнес — науки точные.

Источник: Григорий Шифрин (блог)

Читать все новости

Все права защищены, © 2014-2025
Ассоциация производителей лакокрасочных материалов «Союзкраска»
ИНН 7602020504/ОГРН 1027600517042