Российский потребительский рынок лакокрасочных материалов во многом повторяет путь развитых рынков западных и восточных стран, главным требованием которых сегодня является сочетание безупречных потребительских свойств товаров и их безопасность для человека и окружающей среды.
Характерной чертой нынешнего состояния рынка России является то что, несмотря на стремительный рост популярности водоразбавляемых красок, лаков и эмалей, в нашей стране по-прежнему остается значимым объем потребления органоразбавляемых эмалей и лаков. И на это есть вполне объяснимые причины:
- во-первых, применение органоразбавляемых материалов является привычным для уже нескольких поколений домашних мастеров, для большого числа которых вопросы защиты и декоративной отделки являются главными, а экологическая полноценность использования ЛКМ отступает на второй план.
- во-вторых, востребованности лакокрасочных материалов на органических растворителях способствует возможность их использования в любую погоду. Классические образцы ЛКМ не страдают ни при каких температурных значениях, а значит не имеют ограничений при транспортировке и хранении продукта. Наносить их не возбраняется в широком спектре отрицательных и положительных температурных значений. И здесь наши расстояния, климатические условия и практика применения (если вспомнить, когда зачастую сдаются объекты) свидетельствуют в пользу материалов на органической основе. Водоразбавляемые лакокрасочные материалы в этом смысле менее привлекательны.
- в-третьих, неразвитость природоохранного законодательства. К сожалению, на сегодняшний день не существует действенных государственных мер как для ограничения полулегального производства материалов, потенциально опасных для здоровья людей и окружающей среды, так нет и мер для стимулирования добросовестных участников рынка. Производство безопасных и отвечающих заявленным обещаниям материалов является сугубо делом тех, кто дорожит своей репутацией и стремится работать на рынке России, что называется «надолго». К сожалению, таковыми являются далеко не все игроки рынка.
Самой распространенной в классе органоразбавляемых материалов на протяжении многих десятилетий является эмаль ПФ-115. История этого материала начинается в середине 1960-х годов, когда в СССР впервые синтезировали пентафталевый (алкидный) лак. Изначально применение эмали, составленной на основе этого лака, ограничивалось исключительно индустриальным направлением. Уникальные для того времени свойства – адгезия, твердость, атмосферостойкость и т.д., эмаль набирала после сушки при температуре 100-1200С. Эмаль нашла широкое применения в промышленности, в частности для окраски транспортных средств (автобусов, троллейбусов, трамваев), а также для окраски металлических конструкций, различного оборудования и приборов.
Позднее, с 1970-х годов ПФ-115 была адаптирована для естественной сушки. И с этого времени начинается ее «триумфальное» шествие по стройкам большой страны. Правда, доступным для большинства граждан этот продукт назвать было нельзя. Для бытового применения «местными» предприятиями выпускали более простые ее модификации – ПФ-1217, ПФ-133, ПФ-223, ПФ-167 и т.д.
1 июля 1977 года вводится в действие знаменитый ГОСТ 6465-76, который с изменениями действует и в настоящее время. Следует заметить, что в ту пору умышленное или неумышленное несоблюдение требований ГОСТ преследовалось очень сурово.
В истории ПФ-115 многое изменилось с начала 1990-х годов, когда все производители без исключения (и тот, кто имел соответствующий материал и тот, кто его не имел) стали выносить на этикетку это обозначение (бренд). Для понимания сути вопроса аналогично выглядит история про ГОСТовскую рецептуру докторской колбасы образца 1936 года (ГОСТ 23670-79).
Существует расхожее мнение, что требования к продукту в соответствии с ГОСТ (государственным стандартом) всегда выше требований внутренних ТУ (технические условия), по которым выпускается большинство материалов. Сегодня это не в полной мере соответствует действительности.
Вспоминая историю вопроса, следует иметь в виду, что ПФ-115 изначально разрабатывалась для индустриального применения. И в требованиях ГОСТ 6465-76 заложены показатели, значимость которых для материалов, применяемых в быту, можно смело поставить под сомнение. Например, степень перетира для эмали белой (высший сорт) – 10 мк. Уровень требований по этому показателю скорее характерен для автопокрытий. Под большой знак вопроса можно поставить значения таких показателей как вязкость (ориентирована скорее под краскопульт, нежели чем под кисть или валик), прочность при ударе, стойкость покрытия к статическому воздействию трансформаторного масла и др.
Вполне оправдано выглядит позиция предприятий, которые сегодня говорят о том, что эти требования избыточны и неоправданно дороги для производства бытовых лакокрасочных материалов для массового рынка. Следует иметь в виду, что реальная розничная цена материала, произведенного строго по ГОСТ 6465-76 на полке магазина сегодня должна быть никак не менее 200-250руб. за литровую банку.
Вместе с тем, ГОСТ 6465-76 не содержит указаний на важные для современного потребительского рынка набора свойств таких как белизна высушенного покрытия (для белых эмалей) малярная консистенция и наносимость, ограничения по ЛОС, органолептика и все, что связано с безопасностью продукта.
Наиболее успешные производители, сохраняют приемлемые ценовые характеристики за счет трансформации продукта, фокусируясь на свойствах, наиболее важных для потребительского рынка.
По понятным мотивам добросовестные производители зачастую отказываются от наименования эмаль ПФ-115, поскольку по факту она таковой не является и в определенных сегментах рынка дискредитировала себя.
Таким образом, лакокрасочные материалы, выпускаемые строго по ГОСТ 6465-76 (что само по себе – большая редкость), с точки зрения набора потребительских свойств не всегда превосходят материалы, выпускаемые по ТУ.
Здесь все очень просто:
ПФ– пентафталевая эмаль;
115 – «1» область применения (для наружных работ);
115– «15» порядковый номер в классификаторе ЛКМ.
Эмаль изготавливается из лака, который синтезируется с применением химических компонентов: многоатомного спирта (пентаэритрита), фталевого ангидрида и специально подготовленных природных масел (подсолнечного, льняного, таллового и др.). Для составления готовой эмали используются органические и неорганические пигменты, наполнители и модифицирующие добавки. Готовая основа разбавляется растворителем до рабочей вязкости.
Сегодня ни для кого не секрет, что уровень качества (здесь: набор реальных потребительских свойств!) на рынке России очень разнится. И, зачастую, риск обмануться не связан напрямую с выбором формата магазина – транснациональный сетевой гипермаркет ли это или это сельский хозмаг. Не связан он и с формой торговли – из-за прилавка или через интернет.
Везде мы видим пеструю массу конкурирующих товаров в очень широком ценовом диапазоне с типовым набором маркетинговых «педалей». На этикетках мы читаем недвусмысленные маркетинговые послания для покупателя, подразумевающие как бы класс покрытия – «Престиж», «Элит», «Люкс», «Экстра», «Евро» и т.д. и т.п. Послания, которые зачастую не имеют ничего общего с предметом, который они призваны олицетворять. Массовое применение подобной практики ведет к тому, что все эти послания безнадежно девальвируются перестают работать.
Другим дифференцирующим фактором для определения качества продукта может быть его розничная цена. Алкидные материалы отечественного и зарубежного производства типа ПФ-115 можно встретить на полках магазинов в диапазоне от 40 до 1000 руб. за литровую банку. Уровень дифференциации доходов россиян сегодня такой, что не каждый покупатель готов купить премиальный продукт. Вероятно, некоторые свойства он сочтет избыточными. Точно далеко не каждый готов переплачивать за бренд.
Какие требования можно предъявлять к эмали ПФ-115 по цене 37 руб.[1] за жестяную банку, объемом в 1 литр? С премиальными и брендовыми продуктами тоже более-менее ясно. Самый привлекательный с точки зрения объема рынка фрагмент алкидных материалов типа ПФ-115 реализуется в розницу в интервале от 100 до 200 рублей. Именно на эту ценовую категорию нацелен массовый российский покупатель. И именно на этом поле чаще всего соседствуют образцы приемлемого качества и откровенный суррогат и контрафакт. Относительно более высокая цена при этом невсегдагарантирует качество продукта.
Еще одним специфическим способом дифференциации лакокрасочного продукта по уровню качества является указание на то, что продукция произведена в соответствии с требованиями ГОСТ. Мотив понятный – как и в случае с колбасой докторской, это внушает части потребителей уверенность, что выбран качественный продукт. Также на восприятие качества влияет то, что необходимость использования эмали ПФ-115 ГОСТ десятилетиями заложена в проектно-сметную документацию, обязывая закупщиков использовать именно этот продукт. Но возникает вопрос: имеются ли реальные основание для подобного заявления?
Увы, но так далеко не всегда. В случае с лакокрасочными материалами явное несоответствие декларируемым нормам можно идентифицировать покупателем исключительно в процессе нанесения или эксплуатации, т.е. после уже совершенной покупки. А еще ряд специальных требований ГОСТ 6465-76 могут проверить только 3? специализированные лаборатории в России, уполномоченные и обладающие необходимыми специалистами, приборами и методиками.Поэтому безответственные предприниматели активно этим пользуются.
Еще один распространенный способ ввести в заблуждение неискушенного покупателя в отношении мнимого качества продукта – это размещение на упаковке упоминания про то, что эмаль ПФ-115 производится по какому-либо ГОСТу. Например, чаще встречаются ссылки на ГОСТ 9980.4-2002 или ГОСТ Р 51691-2008. Один определяет требования к маркировке лакокрасочных материалов. Другой содержит общие требования к лакокрасочным материалам типа эмали и к методам их испытаний. Но ни тот, ни другой не содержат прямых указаний на требования к качеству или безопасности продукта.
Для того, чтобы не учиться на своих ошибках домашнему мастеру, впервые столкнувшемуся с проблемой выбора лакокрасочного материала, остается два надежных способа проверки качества товара, это:
один – совет друга-мастера, уже проверившего качество материала;
другой – логотип качества АКК на упаковке материала.
Производители-члены Ассоциации приняли на себя добровольные обязательства в отношении соблюдения необходимых требований к качеству и безопасности лакокрасочных материалов. Вся маркируемая логотипом качества продукция гарантированно является безопасной, а заявленное качество соответствует действительности (о чем свидетельствует данные технического аудита).
Все права защищены, © 2014-2024
Ассоциация производителей лакокрасочных материалов «Союзкраска»
ИНН 7602020504/ОГРН 1027600517042